Site icon Деловой обозреватель

6 современных технологий, которые старше, чем вы думаете

Однажды Марк Твен сказал: «Нет такой вещи, как новая идея. Это невозможно». Мы просто берем кучу старых идей и помещаем их в своего рода мысленный калейдоскоп. И как и во многом другом, Твен был абсолютно прав. Множество «современных технологий» в реальности лишь обновленные версии старых созданий, отполированные и сбрызнутые свежей краской.

Например…

Видеоигры


Широко считается, что история видеоигр начала с Pong. Но на самом деле эти игры были задолго до выхода Pong в 1972 году. Еще в 1958 году доктор Уильям Хигинботэм работал в Брукхейвенской национальной лаборатории, проводя расчеты траекторий ракет и прыгающих шариков. Во время своих исследований он вдруг осознал, что результаты могут быть использованы для развлечений.

Хигинботэм назвал свою новую игру Tennis for Two («Теннис на двоих»), и в ней «теннисный мячик» (в виде точки света) прыгал по полю с сетью в середине. Экран был 12,7-сантиметровым осциллографом, а управление в игре осуществлялось с помощью большой коробки с вращающейся ручкой. «Теннис на двоих» никогда не появился в магазинах, поскольку был крайне похож на проект, который Хигинботэм использовал в федеральной лаборатории, а значит, правительство США заранее получало права на игру, если бы он попытался ее продать.

Однако еще до этой игры был ракетный симулятор Cathode Ray Tube Amusement Device. Запатентованный в 1948 году, это был массивный, установленный в шкафу электронно-лучевой компьютер. С помощью ручек выставлялась скорость и траектория артиллерийского снаряда, которым игрок должен был попасть в предопределенную точку на экране.

На этих точках были наложены прозрачные изображения самолетов. То есть изображение самолета располагалось поверх экрана. (В конце концов, это были 40-е годы, и уровень графической детализации, необходимый для отображения игрового самолета, просто был недостижим). Если игрок сумел попасть в цель, снаряд размывался, имитируя взрыв.

Мобильные телефоны


Мобильные телефоны существуют намного дольше, чем вы могли бы предположить. Первый «настоящий» звонок по мобильному телефону был сделан в 1946 году. Задолго до появления iPhone, команда в Bell Labs создала сервис беспроводных телефонов, доступный в 100 городах.

Естественно, это было дорого, с ежемесячной платой в 15 долларов. Это порядка 150 долларов по нынешним меркам, плюс еще 30-40 центов за звонок. И так как оборудование весило 36 килограммов, «мобильная» функция была ограничена автомобилями. В дополнение к цене и весу, была также групповая линия, которая поддерживала три звонка одновременно на один город. Цена и технологические ограничения не позволили этому сервису стать популярным.

И все же в 1922 году был более жизнеспособный вариант. Хотя это устройство называлось «беспроводным телефоном», его вряд ли можно было назвать похожим на современный мобильный телефон. Однако оно позволяло членам семьи поддерживать связь на больших расстояниях и для 1920-х годов было, в общем-то, неплохим образчиком.

Это устройство было своего рода односторонним кристаллическим радио, которое использовалось для прослушивания сообщений. Оно было огромным и требовало зонтика, который выступал антенной. Однако источника энергии ему не требовалось, поскольку энергию обеспечивала антенна. Старая реклама этого телефона ориентировалась на женщин, которые хотели слышать своих мужчин, где бы те ни были в этот момент. Правда, для этого требовалось таскаться с громоздким радио и постоянно слушать эфир в ожидании звонка. Неудивительно, что это устройство так и не стало популярным.

3D-фильмы


От «Дома восковых фигур» до «Аватара», 3D-фильмы начали постепенно всплывать в кинотеатрах и постепенно стали неотъемлемой частью киносеансов. Их всегда рекламировали как нечто большее, прежде чем они окончательно надоели всем из-за ограничений технологии. Однако у фильмов в 3D история гораздо больше, чем многие думают.

Первый 3D-бум случился в 1950-х годах, которые многие называют золотым веком 3D-фильмов. Послевоенная экономика поднималась на ноги и люди были готовы к новым технологиям. 3D-очки уже были популярны среди детей, читающих 3D-комиксы, но люди хотели большего. В принципе, им было несложно принять уже знакомую технологию. Новый формат быстро стал популярным, особенно в жанре ужасов. Даже Альфред Хичкок экспериментировал с 3D.

Однако еще до 1950-х годов с 3D-фильмами уже были знакомы в США. В 1936 году 3D-фильм “Audioscopics” получил премию Академии за лучший короткометражный фильм. В этом фильме использовалась красная/синяя цветовая схема, с которой многие из нас знакомы. Эти цвета предпочтительнее, поскольку оставляют меньше размытых изображений, чем другие. Но даже 1936 год нельзя назвать первым разом, когда аудитория просмотрела фильм в 3D.

Первым коммерческим вышедшим 3D-фильмом был “The Power of Love”. Фильм попал в кинотеатры в 1922 году и стал первым фильмом, с которым нужно было использовать анаглифные очки наряду с красной/синей цветовой гаммой. Хотя оригинальная пленка фильма так сильно обесцветилась, что едва ли можно что-то разглядеть, провели работу по ее восстановлению, и то, что получилось на выходе, оказалось вполне реальным.

3D-печать

В последние годы 3D-печать открыла массу возможностей в самых различных отраслях, от медицины до освоения космоса. Но несмотря на ее популярность, многие люди не знают, что 3D-печать существует уже более 30 лет. В 1981 году японский исследовательский институт опубликовал отчет о первом функциональном прототипе 3D-принтера. Эта система использовала фотополимеры для послойного создания твердых печатных моделей.

Спустя три года Чарльз Халл изобрел стереолитографию, процесс, который позволяет дизайнерам использовать цифровые данные для создания 3D-моделей. Изобретение Халла использовало те же жидкие фотополимеры, что и оригинальный прототип. Облучая их лазером, система производила твердые кусочки пластика. И хотя эта система могла создавать трехмерные модели, ее полный потенциал в должной мере не оценили, используя лишь для экономии времени при создании дизайнерских прототипов.

В 1992 году первая «селективная лазерная агломашина» улучшила эту технологию, используя порошок вместо жидкости. Это позволило распечатывать любую форму, поскольку процесс не требовал базовый слой, подобно фотополимерным методам.

И хотя 3D-принтеры работают уже давно, популярными они стали совсем недавно. Старые модели не были такими же надежными, как новые, но главным препятствием на пути распространения 3D-принтеров было то, что самым удобным способом делать 3D-принтеры был процесс, разработанный и запатентованный Stratasys. Компания, основанная в Миннесоте, продавала технологию лишь на профессиональном рынке. Как только срок оригинального патента их метода истек, доступные 3D-принтеры стали открытыми для всех.

Беспроводные телефоны

Телефон, величайшее изобретение Александра Грэма Белла, знают все. Но для самого Белла его величайшим изобретением был фотофон. В чем же разница между двумя этими исследованиями? Фотофон Белла не использовал электричество для передачи звука. Он использовал свет.

Белл и его коллега, изобретатель Чарльз Самнер Тейнтер, сделали первый телефонный звонок на основе света в 1880 году. Устройство фокусировало солнечный свет через передатчик на зеркало, которое вибрировало, когда кто-то говорил в микрофон на его обратной стороне. Она напоминала спутниковую параболическую антенну. Колебания света улавливало устройство, а затем преобразовывало их в звук в телефонной трубке.

Когда эксперимент увенчался успехом, Белл был в восторге. Он воодушевленно написал письмо своему отцу, в котором сообщил: «Я услышал членораздельную речь, произведенную солнечным светом». Его волнение достигло такого пика, что он хотел назвать новорожденную дочь в честь своего изобретения. К счастью для малышки, мать настояла на имени Мейбел.

Увы, проект Белла оказался неудачным. Свет легко блокировался или рассеивался, что делало устройство ненадежной формой связи. Тем не менее он проложил путь к изобретению оптоволокна.

Общение онлайн

В 1970-х годах в Беркли группа друзей, интересующихся компьютерами, задумали создать общественную доску объявлений. Они решили использовать ЭВМ, связанные между собой по всему сообществу, создав таким образом «информационный блошиный рынок».

Он был медленным, использовал 110-бодовые модемы, которые работали со скоростью 10 символов в минуту, но люди могли использовать его для обмена информацией так же, как в современных социальных медиа. Пользователь мог оставить метку в виде ключевого слова для поиска других, и члены «борды» могли обмениваться сообщениями о том, где выступают Grateful Dead и где купить лучшие бублики. Чтение сообщений было бесплатным, а размещали их за четверть доллара.

В том же десятилетии вошли в использование BBS — bulletin board system, электронные доски объявлений. Люди выходили в «онлайн», чтобы обсудить свои хобби и интересы. Учитывая время и среду, основной темой были компьютеры. Технология была ограничена местными зонами. Впрочем, такие ограничения приводили к тому, что реальные пользователи устраивали сходки в реальной жизни — многие из нас помнят аналоги таких встреч в начале 2000-х.

В 1980 году среди ученых стал популярен Usenet. Он задумывался как форум, где ученые и компьютерщики могут поддерживать групповые дискуссии. Очень быстро этот форум вышел за пределы академических кругов.

Exit mobile version