Обезвредить TNT, или Дело о безумных FPS

С момента последней публикации «Дела о безумных fps» минуло полгода. За отчетный период наш железный отдел в полном составе занимался чем угодно, только не 3D — акселераторами. Обделенные вниманием прессы разработчики чипов насуплено отмалчивались… о лед тронулся, уважаемые читатели! Сезонная 3D — жатва —на пороге. Особенной нашей любовью в этот раз пользовались 3D — акселераторы ATI Rage Fury, Creative Graphics Blaster Riva TNT, Asus AGP — V3400TNT, Elsa Erazor II, Metabyte Wicked3D Voodoo 2 и Metabyte Wicked3D Venegeance…

ATI Rage Fury

Компания ATI стала крупнейшим производителем видеоадаптеров довольно давно. Ее продукция популярна на Западе как у корпоративных пользователей, так и у владельцев домашних PC и MAC (именно чипами ATI оснащены все последние модели Apple). Однако порадовать геймеров мощными 3D — акселераторами ей до сих пор не удавалось. ATI Rage и Rage II назвать 3D — ускорителями можно лишь с большой натяжкой. Сменивший их Rage Pro изначально уступал Voodoo Graphics и Riva 128 как в скорости, так и в качестве рендеринга. Тем не менее вялое 3D не очень мешало Rage Pro: по объемам продаж чип оставил далеко позади всех конкурентов. Причинами тому были доброе имя ATI, качественные драйверы и отличная поддержка видео. На последнем пункте стоит остановиться подробнее. ATI всегда уделяла особое внимание высококачественному воспроизведению видео, снабжая свои чипы аппаратными функциями масштабирования и декодирования. Результат не замедлил сказаться. Платы ATI остаются безусловно лучшим выбором для любителей смотреть видеофильмы на экране PC. В последнем тестировании аппаратных DVD — декодеров мы рекомендовали именно платы ATI для использования с некоторыми из них. В те далекие времена программных решений для просмотра DVD — Video попросту не существовало. Признаться, тогда я не верил в саму возможность программного декодирования MPEG — 2. Знакомство с первыми версиями софтверных DVD — плейеров не оставило от этих сомнений и следа: платы на Rage Pro справлялись с показом DVD — Video на мониторе лучше, чем все виденные мною ранее аппаратные декодеры. Забегая вперед отмечу, что новый чип ATI не прервал эту традицию. Итак, сегодня мы препарируем ускоритель ATI Rage Fury, построенный на новом чипе Rage 128. Архитектурно он ближе всего к NVidia Riva TNT. Оба чипа имеют два конвейера, способных либо обрабатывать по два пикселя за такт, либо накладывать по две текстуры на один пиксель (мультитекстурирование). Rage 128 соответствует всем требованиям, предъявляемым рынком к 3D — ускорителям: рендеринг в True Color, драйверы OpenGL ICD, полная поддержка шины AGP (текстурирование из системного ОЗУ и режим 2x), наложение рельефа (bump mapping) и полный антиалиазинг. Впрочем, все это умеет и Riva TNT. Перейдем к различиям.

Современные чипы NVidia адресуют не более 16 Мбайт видеопамяти. Rage 128 GL стал первым непрофессиональным 3D — чипом, поддерживающем 32 Мбайта видео — ОЗу. Цифра впечатляет: какие-то полтора года назад этот объем считался стандартом для ОЗУ всей системы. Нужна ли такая прорва памяти реально? Сегодня вряд ли можно найти игру, готовую почувствовать разницу между шестнадцатью и тридцатью двумя мегабайтами видеопамяти. Более того, до сих пор не видно проектов, реально нуждающихся в более чем 8 — мегабайтном видеобуфере. Если программисты, полагаясь на AGP — текстурирование, решатся активнее использовать большие объем текстур, 3D — ускорители с 32 Мбайтами памяти получат реальное преимущество перед 16 — мегабайтными аналогами. Подобная ситуация и с глубиной Z — буфера. TNT поддерживает 24 — битный буфер глубины, Rage 128 —32 — битный. Однако подавляющее большинство разработчиков игр до сих пор ориентируются на 16 — битные Z — буферы 3Dfх — ускорителей. Далее, в отличие от TNT Rage 128 может совмещать с мультитекстурированием честную трилинейную фильтрацию текстур. Естественно, трилинейная фильтрация приводит к увеличению загрузки видеопамяти и, как следствие, потере fps. В Quake 2, например, ее включение (посредством команды GL_TEXTUREMODE GL_LINEAR_MIPMAP_LINEAR) стоило 12 fps при разрешении 800х600 в True Color.

Подопытная плата ATI Rage Fury несет на борту чип Rage 128 GL, 32 Мбайта SDRAM и видеовыход. Ускоритель комплектуется тремя CD: инсталляционным, диском с программным DVD — плейером и демонстрационным диском с видеороликами MPEG — 2. Сравним результаты тестов Rage 128 и TNT. Отличительная особенность Rage 128 —очень небольшой разрыв в скорости между True Color (32 — битные видеорежимы) и High Color (режимы с шестнадцатью битами на пиксель). Переход от 16 —к 32 — битному рендерингу стоил не более 20% fps. Причем результат этот получен в Incoming —игре, не поддерживающей мультитекстурирование и, следовательно, весьма неэффективно загружающей память. «Пенальти» за True Color в Quake 2 и Unreal в разрешении 1024х768 не превышал 14%. В более низких разрешениях 32 — битный рендеринг на Fury был практически бесплатным. Владельцам TNT это удовольствие обойдется примерно вдвое дороже: 43% в Incoming и 26% в Quake 2. Интересно сравнить производительность Rage 128 с TNT на маломощном ЦП (Celeron 266). Слабость центрального процессора позволила Fury обогнать конкурента даже в 16 — битных режимах Incoming. В OpenGL, однако, ситуация кардинально противоположна: Fury отстал от TNT даже в 32 — битных видеорежимах. Причиной тому, видимо, недостаточная оптимизация OpenGL — драйверов —детская болезнь всех новых 3D — чипов. Тесты Incoming показали, что Rage 128 потенциально менее требователен к ресурсам ЦП, чем TNT. Самые впечатляющие результаты Fury показал в тестах Unreal. Здесь он не просто не оставил шансов платам на TNT, но и обогнал Voodoo 2. Напомню, что Unreal изначально ориентирован на Glide, и его Direct3D — версия, использованная нами для тестов на несовместимых с Glide ускорителях, весьма неэффективна. Rage 128 наглядно опровергает заявления инженеров 3Dfx о неизбежности чрезмерных потерь fps при переходе к True Color. Однако, подарив нам «настоящий цвет» в играх, инженеры ATI сочли 16 — битные видеорежимы морально устаревшими и не довели качество рендеринга в них до ума. Первые версии драйверов Rage 128 обеспечивали весьма низкое качество дизеринга в High Color. По мере обновления драйверов 16 — битный дизеринг значительно улучшался, однако и на данный момент его уровень не дотягивает до показателей TNT. Казалось бы, High Color на Rage 128 неактуален. Однако до сих пор распространены игры, не подозревающие о True Color и не поддерживающие его (например Shogo и Descent 3). В подобных случаях Fury проигрывает платам на TNT по качеству рендеринга. Раз уж речь зашла о качестве, стоит отметить еще один грех современных драйверов Rage 128 —установленную по умолчанию низкую детализацию mip — уровней. Этот чит приносит несколько fps, приводя к нечеткости текстур на удаленных объектах. Последняя версия драйверов Fury позволяла регулировать детальность mip — уровней в OpenGL — играх. Было бы полезно иметь аналогичные установки и для Direct3D. Вот, собственно, и все претензии к качеству рендеринга Rage 128. Существенны ли эти недостатки? Думаю, нет. Во-первых, далеко не каждый геймер обратит на них внимание (большинство западных обозревателей, например, их не заметило). Во-вторых, ATI не просто обещает исправлять ошибки в новых драйверах, но и претворяет свои слова в жизнь. В заключение мы провели краткий тест на совместимость Fury с современными играми. Плата беспроблемно жила с Quake 2, Incoming, Unreal, SiN, Half-Life, Redline, Rollcage, Descent 3 и MadTrax. В демо — версии Requiem мы отметили лаг (запоздалый отклик на мышь и клавиатуру). В «демке» Powerslide с экрана исчезли некоторые шрифты, а в Dethkarz возникли проблемы с дизерингом, причем как в 16-, так и в 32 — битных видеорежимах. Итог. Безусловно, будущее за 32 — битным цветом. ATI Rage Fury —первая плата, обеспечивающая рендеринг в True Color без значительных потерь производительности. При этом в High Color плата также составляет серьезную конкуренцию TNT — ускорителям. Добавим к этому превосходное качество программного декодирования DVD — Video и получим самый мощный на сегодня 2D/3D — ускоритель. Тем, кто не планирует подключать к ПК телевизор, стоит обратить внимание на акселератор ATI Rage Magnum —лишенный видеовыхода аналог Fury. Вы ждете TNT2 и Voodoo 3? ATI уже анонсировала Rage 128 Pro —ускоренную на 50% версию Rage 128.

Начало поставок плат Rage Fury II на новом чипе запланировано на середину лета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два − 2 =