«Посетите Лос-Сантос и округ Блейн!» — призывает рекламный буклет игры, а память раболепно вторит «Это же новая GТА!» Против такого напора невозможно устоять — и вот уже розница радостно рапортует о шестнадцати миллионах реализованных копий.
Водители не только сигналят, но и демонстрируют средний палец; пот понемногу пропитывает одежду героя, а прохожие, став свидетелями преступления, названивают в полицию или снимают происходящее на мобильный телефон. Само собой, не забыт и внутри-герой интернет: новостные сайты и посетители местного «Фейсбука» или «Твиттера» непременно изложат собственную точку зрения на все важные события.
Турист не останется без порции приключений, даже просто гуляя по городу: на улицах Лос-Сантоса можно натолкнуться и на уличных артистов, и на культистов, и на престарелую актрису, готовую ради отблеска былой славы сниматься хоть в порно. Можно стать свидетелем погони, дождаться, пока она перейдет в перестрелку, и собрать с убитых оружие. Можно натолкнуться на преступников, которые отбирают у кого-то деньги или машину, перестрелять бандитов и вер нуть похищенное владельцу. Или плюнуть на недотепу и оставить добычу себе. Можно даже вляпаться в целую миссию со скоростными заездами через полмира и бегством от полиции.
ИНСТИНКТ ВЫЖИМАНИЯ
Совершенство дает трещину, когда на загрузочном экране вдруг всплывает подсказка «Финансовые трудности? Навестите автозаправку или круглосуточный магазин!» Мозг проводит анализ: с деньгами действительно проблема, снятый с убитого бандита пистолет-в наличии, так почему бы и не навестить? Тем более что неподалеку расположилась забегаловка, призывно манящая гигантским пончиком на стеле. Хм, закрыто. То есть народ вокруг есть, все чем-то питаются, но внутрь зайти не удается. Ладно, а в соседний универсам? Тоже нельзя? Ну хоть магазинчики на побережье должны быть открыты -день ведь, туристов полно! Куда там, они аж забраны стальными решетками. Поиски показывают, что во всей игре есть два десятка доступных для грабежа заведений, причем добрая половина находится не в городе, а на прилегающих к Лос-Сантосу территориях, и ни одно не отмечено на карте. Поэтому чтобы разжиться «легкими деньгами», придется предварительно скачать с сайта Rockstar карту-путеводитель.
Так что же, разработчики врали? Ведь на пресс-показах они разливались соловьями: «На бульваре, по которому мы идем, все интерактивно: герой может заглянуть в тату-салон, посмотреть в кинотеатре фильм или отправиться на автобусную экскурсию». Нет, все вышеперечисленное — правда: в игре есть тот самый бульвар, где и заглянуть можно, и посмотреть, и отправиться. Но — только на этом бульваре. Потому что на соседнем вместо тату-сало-нов находятся кафе, ювелирные магазины л мебельные салоны, услугами которых не удастся воспользоваться никогда.
Возможно, детализацией пришлось пожертвовать ради размеров? Но на то, чтобы пересечь из конца в конец, потребуется куда меньше двадцати минут, вскользь упоминавшихся в ранних интервью. Он, конечно, побольше Лос-Сантоса из GTA: San Andreas, но ненамного. И вдобавок весь изрезан скоростными шоссе, из-за чего пролетается даже быстрее, чем Либерти-Сити из GTA IV. Впрочем, эти «двадцать минут» могли относиться к карте в целом: город не занимает и четверти игрового мира, а все остальное пространство отведено под поля, горы и дикие леса, среди которых лишь изредка попадется какая-нибудь ферма или поселение хиппи. Прекрасное место, чтобы проникнуться духом американской глубинки, только делать там особо нечего, — разве что на мирно пасущихся оленей поглазеть.
Пособники по безработице
Та же разница между «ожидалось» и «вышло» преследует GTA всю дорогу. Например, главные герои получились просто великолепно; каждый из них — яркая, самобытная и не всегда подвластная штампам личность. Франклин -афроамериканец, разрывающийся между чувством долга перед соседями по гетто и непреодо-имым желанием сбежать от них к куда подальше и желательно в самый богатый район. Майкл — бывший профессиональный грабитель банков, глава неблагополучной семьи и постоянный клиент психоаналитиков. И, наконец, Тревор — настоящий Робин Гуд нашего времени: отбирает у мегакорпораций наркотики и раздает их нуждающимся, ворует у преступников оружие и переправляет его мексиканцам, убивает маньяков и вырезает обнаглевших хипстеров; словом, борец с преступностью и ее поборник в одном лице.
Когда переключаешься с одного из этой троицы на другого, даже вести себя начинаешь немного иначе — настолько хорошо прописаны их характеры, мотивация и цели. Проблема в том, что эти цели очень редко друг с другом совпадают, поэтому разработчикам пришлось из кожи лезть, чтобы заставить их действовать сообща, и далеко не всегда выдуманные причины выглядят хоть сколь-нибудь правдоподобно. Например, троицу при помощи шантажа заставляют завод по производству химического оружия. Для этого понадобится вертолет, который герои угнать почему-то не могут, только купить. Денег на подобное приобретение ни у кого нет, поэтому придется ограбить банк, для чего нужно… ну и так далее.
Ограбления обещали стать самой важной и веселой частью GTA V. А как иначе: трудная цель, большой куш.