Доступность и адекватность — такими всегда были два главных направления развития любой образовательной системы, но время вносит свои жесткие коррективы. Время сгустилось. Буквально каждый миг изобретается что-то новое. Уже не веками, а всего лишь годами и месяцами измеряется срок «загрузки» очередной картинки мира. Со всех сторон бурлящие реки открытий спешат влиться в океан человеческих знаний. Образование уже не рассматривается как количественный и качественный результат, оно стало процессом, причем непрерывным, не завершающимся с получением диплома или присуждением степени. Конкуренция на рынке труда ужесточилась, знакомство с последними достижениями научной мысли становится для самых разных категорий профессионалов жизненно необходимой задачей. «Учиться, учиться и учиться» приходится постоянно и все большему количеству людей. Уже недалек тот день, когда для каждого работающего члена социума высшее образование станет минимальным образовательным уровнем.
Что же до изменений, происходящих сегодня в образовательных технологиях, то, по-видимому, им более всего подходит определение «кардинальные». Новые высокотехнологичные формы образовательного процесса постулируют дистанционность, коммуникативность и действенность, в корне меняя как взгляд на ученика, так и большую часть арсенала педагогических приемов. В классической учебной модели ученик — «чистый лист бумаги», а учебный процесс — заполнение этого «листа» в строго регламентированные сроки нужными сведениями, после чего с образовательного конвейера должен сойти итоговый условно-годный продукт. У ДО (дистанционного образования) подход к ученику принципиально иной, заведомо более уважительный, он тут не «лист», а личность, приоритеты, интересы и способности которой учитываются и поддерживаются. Учебный процесс выстраивается по схеме, сходной с курсами повышающего квалификацию специалиста, заинтересованного в дальнейшем продвижении. Ученик активен, его взгляд на образование соответствует формулировке «знание — продукт исключительно собственной деятельности, который не передается, а создается». Получая материалы (лекции, задания, тесты и пр.) через Интернет, он самостоятельно работает с ними в удобное для себя время и с оптимальной для себя скоростью, периодически выходя на связь со своим тьютером. При полностью реализованной, с точки зрения технологии, системе «ДО через Интернет» реальное расстояние между знанием и познающим почти не имеет значения — ученик может не покидать своего любимого кресла, даже если это кресло располагается в тунгусской тайге. Сегодняшнему Ломоносову не придется торить пеший путь, ему достаточно будет подключиться к Сети.
Дистанционный учебный процесс вполне можно принять за образец демократичности: не играют никакой роли внешние данные ученика или степень его обеспеченности, исключена личная неприязнь, все внимание сосредоточено только на образовательных продуктах (текст, решение задачи, проект и пр.), которые он предлагает на суд учителя.
Еще один весомый довод в пользу ДО — высокое качество образовательных программ. Поскольку, как известно, на рынке востребован не предмет, а специальность, комплекс знаний и навыков, обеспечивающих ее приобретение, должен готовиться большой группой высококлассных специалистов. Далеко не каждому учебному заведению под силу собрать такую сильную команду под одной крышей, а вот ДО это может. О виртуальных обучающих программах следует также сказать, что, отвечая самым высоким сегодняшним запросам, они почти наверняка смогут сохранить свой приоритет и завтра, так как мобильны, то есть легко перестраиваются и дополняются в соответствии с возникающими изменениями и требованиями.
По оценкам отечественных специалистов, прозвучавшим в докладе РФ на 2-м Международном конгрессе ЮНЕСКО, сегодня спрос на дистанционное образование в России сопоставим с потребностями в дневной очной форме обучения и составляет примерно 1,5 млн. человек в год, кроме того, по оценкам Федеральной службы занятости населения, ежегодно еще около двух млн. человек требуется переподготавливать, что с наибольшей целесообразностью также решает ДО. В числе крупных потребителей отечественного ДО можно назвать также русскоязычное и иное население зарубежных стран. Создание и развитие развернутой системы ДО в России на сегодняшний день определено одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. «ДО через Интернет» — это, без преувеличения, образовательные технологии будущего, мир без границ и прямая дорога к созданию интернациональных образовательных структур различного назначения и видов.
Тем не менее определенные преграды на этом светлом пути имеются. Несмотря на наличие ряда очевидных преимуществ, даже в самых престижных вузах и университетах можно найти немало противников ДО. И дело тут не только в том, что уважаемые профессора страшатся остаться без студентов (хотя, вероятно, и это опасение тоже присутствует, особенно у тех, на чьи лекции собирается от силы 30% положенного числа слушателей), дело главным образом в смущающем умы отсутствии железного контроля. Проблемы начинаются с самого основного — идентификации студента. Поди пойми, кто там сидит за компьютером — сам студент или его приятель-отличник? А присланная курсовая им ли написана, или «скачали» ее все из того же Интернета? Общая беда в том, что мы неплохо умеем контролировать процесс обучения, но весьма слабо отвечаем за результат — для того чтобы определить, насколько он качественный, нужны и принципиально иные способы оценки, и иная степень открытости и коммуникативности. Видеоконференцсвязь эту проблему не решает, во-первых, далеко не везде и не всегда достаточно пропускной способности телефонных линий, а во-вторых, точка зрения стандартного преподавателя — «уж если на очный экзамен он (студент) ухитряется протащить сотню шпаргалок, то почему я должен ему верить дистанционно»? Так что самые обычные, а не виртуальные экзамены пока еще приходится сдавать всем.
Проблемой № 2, тоже больше касающейся психологии, нежели техники, является пока еще непоколебимая уверенность как западной, так и отечественной педагогики в том, что без непосредственного человеческого контакта учебный процесс неполноценен, поскольку эмоционально не окрашен. Легко верится, что утверждающим это незнаком накал страстей виртуальных дискуссий хорошего чата, но сильно сомневаюсь, что им никогда не доводилось испытывать душевный трепет, общаясь с великими текстами, чьи авторы были, есть и останутся нашими учителями, несмотря на все возрастающую дистанцию во времени. Это ведь тоже «ДО», но только в более привычной для нас форме, — и тут уж никто не рискнет утверждать, что у обучающегося эмоция дремлет. Между прочим, учитель, обращающийся к ученикам с помощью текста, графики и других компьютерных средств, тоже неизбежно вкладывает в них и свою живую сущность, и свое человеческое «Я».
Наиболее эффективной принято считать ту систему образования, где большое количество часов отводится на приобретение практических навыков. В Сети это, конечно, сложнее, но тем не менее, если речь идет не о балете или, скажем, актерском мастерстве, все вполне решаемо. Прекрасный пример — виртуальные лабораторные практикумы, разработанные МГИЭМ. А что касается наглядности, то тут возможности компьютера почти безграничны, в трехмерной мультипликации можно увидеть течение любого физического или химического процесса, и не только увидеть, но и самостоятельно смоделировать. Успех компьютерных игр обеспечивает их интерактивность, то есть действенность. Хотя количество интерактивных образовательных программ пока еще очень невелико (многие пока, к сожалению, больше похожи на электронную версию бумажного учебника), отчетливая тенденция перехода от информационной ориентации к интерактивной тем не менее уже наметилась — в мультимедийных обучающих программах пользователю отводится все более активная роль, предполагающая и свободу выбора действий, и получение индивидуальных результатов.
Несмотря на то, что количество обучающихся дистанционным способом во всем мире быстро увеличивается, тормозящим фактором по-прежнему остаются ограниченные возможности качественного доступа к Интернету, эта проблема особенно остра в российских регионах. Спутниковая связь, обеспечивающая высокоскоростной прием мультимедийной информации на большей части территории России и СНГ, могла бы быть прекрасным решением проблемы, но, к сожалению, платежеспособность регионального студента оставляет желать много лучшего. Увы, далеко не так быстро, как хотелось бы, пока идет наша всеобщая компьютеризация и еще медленнее — «интернетизация», а ведь чтобы приобщиться к благам ДО, мало наличия компьютера и минимального уровня технической грамотности — не к елке же он будет подключаться! Реальным выходом могло бы стать создание территориальных учебных центров-представительств, работающих с группами студентов по ДО-технологии и занимающихся одновременно организационно-административной деятельностью, требующей личного контакта, но подобные примеры у нас пока единичны.
Дистанционные образовательные программы в области бизнеса сегодня составляют четвертую часть всех программ высшего образования в дистанционной форме, по-видимому, это требование времени. Вторыми после них по количеству идут системные и информационные технологии, область знаний, пожалуй, наиболее близкая способу подачи материала, затем — инженерные специальности, и завершает все разнообразное остальное. ДО активно развивается не только в рамках образовательных систем, но и отдельными коммерческими компаниями, также с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса. Частные корпоративные образовательные сети есть у General Motors, I. C. Penney, Ford, Walmart, Federal Express и др., многие из них намного опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по числу абонентов.
Долговременные перспективы ДО — через Интернет сделать возможным для каждого изучение программы любого вуза, университета или колледжа в любой точке мира. Это предполагает постепенный переход от концепции перемещения учащегося к концепции мобильного образовательного ресурса. Глобальное распространение коммуникационных каналов поможет обеспечить выполнение этой задачи. Интернет как информационная среда и совокупность телекоммуникационных достижений в сочетании с новейшими педагогическими технологиями — идеальная площадка для построения всемирного университета будущего.