Британские изобретатели David Trayner и Edwina Orr создали первый недорогой компьютерный дисплей, способный демонстрировать трехмерные изображения и не обязывающий зрителя надевать специальные очки. Интересно, что авторы идеи не инженеры, а художники, последние двадцать лет посвятившие себя голографии. Знание именно этой области привели к открытию.
Монитор работает по принципу стереоизображения. Когда у каждого глаза формируется свой вариант изображения, мозг зрителя совмещает картинки, создавая иллюзию объема. 3D — дисплей построен на основе обыкновенного жидкокристаллического экрана (LCD). Эффект достигается добавлением дешевой голографической оптики: точечного источника света, нескольких линз и состоящего из горизонтальных полос голографического элемента (HOE —horizontally striped holographic optical element).
Половина полос HOE совмещена с четными строками пикселей экрана, скрывая изображение от правого глаза. Оставшиеся полосы совмещены с нечетными строками экрана, делая их невидимыми для левого глаза. Таким образом, один глаз видит только четные строки картинки, другой —лишь нечетные. Разработчики утверждают, что монитор создает иллюзию глубины, позиционируя объекты на расстоянии до 20 см перед плоскостью экрана и до 40 см позади экрана.
Замечу, что люди по-разному воспринимают объем. У некоторых чувство глубины притуплено или даже отсутствует вовсе (нечто вроде пространственного дальтонизма). Такие пользователи попросту не смогут оценить преимущества нового 3D — экрана. Поэтому важно, что монитор легко может переключаться между 2D — и 3D — режимами. При этом стоимость оборудования, необходимого для модификации обыкновенного LCD в 3D — экран, не превышает $5. Пока известно лишь одно ограничение 3D — дисплея: направление взгляда наблюдателя должно быть более или менее перпендикулярно плоскости экрана.
Область применения новинки вовсе не исчерпывается компьютерами. Технологию можно легко адаптировать для телевидения. Достаточно снимать фильмы двумя камерами, расположенными на дистанции, равной расстоянию между глазами (человека). Судя по имеющимся данным, технология действительно весьма интересна и перспективна.
По словам разработчиков, единственный факт, сдерживающий промышленное производство 3D — экранов, —отсутствие гарантированного массового спроса. Например, компании Toshiba и Hitachi могут выйти на рынок с партиями подобных устройств не менее десяти тысяч единиц в месяц.
Пока найти такое количество покупателей просто невозможно. Видимо, нам придется забыть о 3D — экранах до тех пор, пока поддерживающее их ПО не получит широкого распространения. Для продвижения новой технологии авторы создали компанию RealityVision. В ее планах производство в этом году небольшой партии демонстрационных экземпляров.